Большая Казань
ЗурКазан, сайт города Казани


24 ноября


Последние статьи
Известия об ужасных злодеяниях, о совершенных в Волгограде террористических актах потрясли нас до глубины души...
Перед Новогодними праздниками судебные приставы Татарстана решили помочь сотрудникам центра. Заместитель руков...
На прошедшей неделе столицу Татарстана посетила очень интересная зарубежная делегация. Это представители рабоч...
Здесь демонтируют трамвайные пути, поменяют дорожное полотно, обустроят тротуары и временные парковки.
25 марта в России стартовал мультимедийный конкурс «Россия 10». Проводят его телеканал «Россия 1» и Русское ге...
20 апреля в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялась церемония награждения п...
«Олимпия: победа над временем» - так называется новая экспозиция, приехавшая из Эрмитажа. В коллекции 300 эксп...
В прошедшую пятницу произошло радостное для многих мусульман не только Казани, но и Татарстана, событие. Вновь...
Строители наводят последний лоск внутри здания. Обновляют и его внешний облик.

Ислам в информационном пространстве России

Главная страница  /  Статьи  /  Общество  /  Ислам в информационном пространстве России

Ислам в информационном пространстве России. Статьи. Большая Казань
Ни для кого не секрет, что мы живем в информационный век. Мир вокруг меняется стремительным образом. «Кто владеет информацией, тот владеет миром» гласит знаменитая фраза. Именно информация получает в наш век особую ценность, поэтому умение работать с ней один самых главных источников успеха. Интенсивность технологического прогресса привела к тому, что информационные системы по-новому форматируют действительность окружающего мира.

Традиционализм в анти-традиционной среде

Главным вызовом для традиционных религий сегодня является то, что развиваться им приходится в условиях побеждающего в нашей стране информационного общества, которого также называет обществом постиндустриальным.

Россия неоднородная страна, в столицах и крупных городах-миллиониках, где сконцентрировались все финансовые, научные и медийные ресурсы, жизнь все больше напоминает стандарты мировых мегаполисов, которые больше потребляют, нежели производят материальные продукты, а главным товаром в таких обществах становится именно информация. Поэтому именно эти центры задают культурные и научные стандарты всему миру. Это состояние и называется постиндустриальным или информационным. В связи с урбанизацией и стягиванием всех ресурсов в эти центры «традиционным религиям» приходится работать в новой, непривычной для себя среде.
Вместе с тем в нашей стране есть промышленные города, небольшие моногорода, зависящие от конкретные заводов и крупных производств. В таких индустриальных центрах роль информации как товара имеет меньшее значение, поскольку менталитет населения привязан к конкретному производству. Еще более традиционным является уклад жизни в небольших провинциальных городах, районных центрах и сельской местности. Как мы видим, наша огромная страна представляет из себя сложное и интересное в социальном отношении образование.

Если для функционирования в традиционной системе координат наши религиозные институты работают относительно эффективно, то жизнь в больших городах и столицах сталкивает их с новыми вызовами. Поэтому эффективная работа именно в информационном поле на данный момент является одним из залогов успеха.

Последние годы развития медиа-пространства (или информационного пространства) характеризуются тем, что значительное влияние стали получать те, кого в прошлом называли читателями или потребителями информации. Пассивные в прошлом потребители теперь стали активными участниками информационных процессов превращаясь из объектов информационной политики в её субъектов. Теперь не только профессиональные журналисты, публицисты и редактора задают повестку дня и формируют общественное мнение. В их поле все активнее вторгаются неравнодушные читатели, которые сформировали целое новое явление именуемое «гражданской журналистикой». Такой информационный переворот стал возможным благодаря развитию блогосферы, социальных сетей и портативных средств связей.

Что это значит? Если в прежние годы для влияния на общественное мнение достаточно было контролировать крупнейшие ТВ, радио, газеты и журналы, то теперь с развитием и массовым распространением Интернета этого оказывается недостаточно. Рядовые в прошлом потребители информации также хотят участвовать в формировании общественного мнения и общественных трендов и они уже успешно конкурируют в этом с крупнейшими СМИ. Количество читателей страниц некоторых популярных блоггеров составляют не только десятки, но и сотни тысяч, что сопоставимо с аудиторией крупных Интернет-СМИ. А развитие социальных сетей позволяет сделать достоянием гласности практически любой возмутивший рядовых пользователей сети факт без участия ведущих средств массовой информации. Уже общим местом стало то, что порой различные Интернет-площадки (в первую очередь социальные сети) задают новые темы для крупных ТВ, газет, радио и журналов. Ведь журналисты крупных традиционных СМИ внимательно отслеживают за тем, что происходят в Интернете.

Мобилизационный потенциал социальных сетей мы смогли наблюдать совсем недавно на примере многочисленных революций в арабских странах и митинговой активности в нашей стране. Инициативу в формировании общественной повестки дня и конструировании настроений в обществе перехватили сейчас те, кто умеет работать, используя инструменты социальных сетей и других возможностей Интернета.

Честность – залог успеха

Научно-техническая революция и развитие портативных средств связи дали возможность рядовому читателю стать обладателем информационной власти – генерировать и распространять информацию. Следствием этого особое значение получает индивидуальная честность и искренность каждого участника общественной жизни, поскольку любое его действие, высказывание, поступок гораздо раньше, чем в прежние годы может стать достоянием общественности. Быть честным в новом мире становится выгодно.

Можно сколько угодно много делать официальных заявлений и давать комментарии, в которых призывать, например, к толерантности, социальной справедливости и умеренности, но если примеры из реальной жизни будут противоречить словам, то есть риск получить обратно пропорциональный эффект. Легко можно вспомнить, какие обвинения со стороны общественности в нашей стране в последние годы были направлены как в сторону вообще религиозных институтов, так и непосредственно в отношении ислама и мусульман в частности. Недостойное поведение и неадекватные высказывания многих наших единоверцев, запечатленные на видео, аудио и фото носители очень быстро оказываются в сети Интернет и становятся доступны миллионам сограждан.

Таким образом, тема позиционирования ислама в информационном пространстве в новый век имеет достаточно широкие границы и касается вообще того, как себя ведут и что говорят мусульмане страны: от рядового прихожанина мечети до муфтиев.

История повторяется

Надо сказать, что и до революции 1917 года мусульманское духовенство становилось объектом критики и насмешек, как в народном устном творчестве, так и в профессиональных художественных произведениях. К сожалению, необходимо признать, что поводов для критики в последние дореволюционные десятилетия наше духовенство предоставляло предостаточно. Результаты катастрофы 1917 года мы пожинаем до сих. В наше же время скорость распространения информации, как и каналов ее передачи, в сравнении с началом XX столетия стала многократно больше, соответственно сейчас увеличивается и резонанс от любых действий, совершаемых как представителями мусульманского духовенства, так и рядовыми прихожанами мечетей.

Борьба за термины

Таким образом, последователям религии Пророка Мухаммада (с.а.в.) в нашей стране необходимо понять, что одним из важных шагов в сторону формирования положительного имиджа ислама и мусульман является работа над собой. Поведение мусульман, их образование, культура общения, степень честности и искренности в словах и на деле, которые демонстрируются в повседневном поведении – все это имеет первостепенное значение.

Образы, которые люди наблюдают каждый день, потом быстро перекочёвывают (в виде текста, фото или видео) на страницы блогов, заметок в социальных сетях, статей в Интернете, журналов, литературных произведений и т.д.

Однако уже сейчас в общественном мнении множество негативных стереотипов о мусульманах и исламе. В связи с этим, необходимо отметить, что мусульманам надо серьезнее относиться к тому какие коннотации стали приобретать в общественном дискурсе многие священные исламские понятия: шахид/шахидка, джихад, шариат и т.д. Проблема в том, что нам повсеместно приходится сталкиваться с неверным использованием этих понятий, с их дискредитацией. Мусульманам необходимо реабилитировать данные термины в общественном сознании россиян, то есть вернуть им истинное значение.

Информационные гетто

Качественность мусульманских медиа, безусловно, имеет большое значение, однако в основном эти ресурсы создаются для внутреннего потребления – для мусульман и людей заинтересованных мусульманской тематикой. Однако имидж нашей религии и единоверцев формируют вовсе не они. Имидж складывается крупными светскими СМИ – информационными агентствами, новостными сайтами, ТВ, газетами, журналами и т.д. Поэтому важно, чтобы в светских СМИ работали люди, разбирающиеся в исламе, которые готовы со знанием дела давать объективную картину. Необходимо отходить от информационных гетто и мусульманам, которым нужно становится профессиональными журналистами, публицистами, блогерами, редакторами и идти работать в уже известные крупные СМИ или создавать свои светские СМИ. Речь не идет об ангажированности, так как для исправления ситуации с негативными стереотипами достаточно быть просто объективным и вдумчивым журналистом.

Общим местом стали разговоры о том, что именно работа средств массовой информации привела к формированию негативного образа ислама и мусульман в массовом сознании граждан не только нашей страны, но и многих других государств. К сожалению, мы знаем немало примеров того как откровенно исламофобская позиция учредителей и реакторов различных СМИ приводила к провокационным и лживым способам освещения мусульманской тематики. Но поскольку эти средства массовой информации были светскими, то есть ориентировались на всех читателей: атеистов, агностиков, христиан, иудеев, мусульман, либералов, коммунистов и т.д., они имели и имеют большое влияние на формирование общественного мнения.

Мы живем в демократическом обществе, которое всем своим членам представляет равные возможности и только от самих граждан зависит, удастся им этим воспользоваться или нет. Именно в недооценке информационной, медийной политики многих мусульман кроится причина того, что это поле наполнено негативными стереотипами и ложью об исламе. Сознательно отдав это пространство людям непонимающим ислам или того хуже настроенных к нему негативно мусульмане теряют рычаги отстаивания своих прав в публичной сфере.

Данис ГАРАЕВ

Опубликовано 08.04.2013.
Поделиться

Метки:

Оставьте комментарий

Известия об ужасных злодеяниях, о совершенных в Волгограде террористических актах потрясли нас до глубины души...
Перед Новогодними праздниками судебные приставы Татарстана решили помочь сотрудникам центра. Заместитель руков...
На прошедшей неделе столицу Татарстана посетила очень интересная зарубежная делегация. Это представители рабоч...
Здесь демонтируют трамвайные пути, поменяют дорожное полотно, обустроят тротуары и временные парковки.
25 марта в России стартовал мультимедийный конкурс «Россия 10». Проводят его телеканал «Россия 1» и Русское ге...
20 апреля в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялась церемония награждения п...
«Олимпия: победа над временем» - так называется новая экспозиция, приехавшая из Эрмитажа. В коллекции 300 эксп...
В прошедшую пятницу произошло радостное для многих мусульман не только Казани, но и Татарстана, событие. Вновь...
Строители наводят последний лоск внутри здания. Обновляют и его внешний облик.
Последние новости












Отвергнутая Волгой
Данис Гараев
Перепечатка статей только со ссылкой на этот сайт
Свидетельство ИА № ФС77-47202 от 03.12.2011
© Выйти 2012 ИА ZurKazan
Дизайн сайта — Студия Ариф