Как отметил Метшин, после строительства в Казани новых развязок и дорожных работ для руководства города главным фронтом борьбы с пробками станет развитие системы общественного транспорта, в том числе через предоставления этому общественному транспорту приоритетного проезда.
Само желание сконцентрироваться на развитии общественного транспорта в столице Татарстана совершенно правильное и верное решение. Это первый шаг в сторону интересов не автовладельцев, а пешеходов. Безусловно, количество автомобилей в городе с каждым годом становится значительно больше. Однако, как отмечают многие исследователи города, именно отношением к пешеходам определяется уровень развития инфраструктуры любого мегаполиса.
Решение дорожного вопроса заключается не только в строительстве развязок, мостов и ремонте дорог. В транспортной схеме города первостепенное значение должна иметь развитая система общественного транспорта – метро, скоростных трамваев и автобусов (то что в Стамбуле, например, зовется метробусом), маршрутных автобусов и троллейбусов. Не меньшее значение при этом имеет развитие пешеходных зон.
Интересен в этом отношении ставший знаменитый на весь мир опыт столицы Колумбии города Боготы. Этот 10 миллионный южноамериканский мегаполис в свое время задыхался от пробок и прочих транспортных проблем. Ситуацию смог изменить ставший известный на весь мир мэр Энрике Пеньялоса. В своей работе он сделал акцент на двух важных направлениях работы: усовершенствование системы общественного транспорта и развитие пешеходных зон. За 3 года руководством администрации Боготы Пеньялоса совершил революцию в развитии этого мегополиса.
Первые шаги нового мэра многих шокировали, так как он в открытую выступил за ущемление прав автомобилистов в пользу пешеходов. Отказавшись инвестировать в автодороги, он построил на их месте пешеходные зоны, велосипедные дорожки, парки и скверы, детсады, школы и библиотеки.
«Хороший город — тот, в котором людям хочется бывать на улице. Если в городе хорошо себя чувствуют более уязвимые граждане — дети, старики, инвалиды, люди с низким уровнем достатка, — значит, комфортно и остальным. Принципы хорошего города таковы: приоритет отдается пешеходам и велосипедистам, а не автомобилям. Если говорить о передвижении по городу, на первом месте — автобусы, а не личный транспорт. Общественные пространства должны быть безопасными и приятными для всех», - говорит Пенья
лоса. Сейчас бывший мэр Боготы возглавляет совет директоров Института транспорта и развития Нью-Йорка, ездит по всему миру с лекциями и консультациями.
На мой взгляд, людям ответственным за разработку стратегии развития Казани было бы полезно изучить опыт города Боготы. К сожалению, состояние пешеходной зоны в столице Татарстана сейчас даже хуже чем состояние дорог. Расширение автодорог порой осуществляется порой за счет пешеходной зоны, зеленные насаждения сокращаются, пешеходная часть находится в разбитом состоянии. Но самым симптоматичным примером является то, что единственную в городу пешеходную улицу Баумана порубили на части автомобильными дорогами, изменив, таким образом ее суть, как места для неспешного и комфортного променада для гостей и жителей города.
В развитии любого города должен иметь место разумный баланс между интересами всех участников транспортного движений. Как отметил для портала «ZurKazan.ru» петербургский урбанист, сотрудник Центра независимых социологических исследований (г. Санкт-Петербург) Дмитрий Воробьев решения проблемы есть:
«Это забота и об удобстве автомобилистов, и пешеходов, и велосипедистов, а также общественного транспорта, транзитных потоков, муниципальных служб и т.д.».
Однако возможно ли достижение полного баланса интересов всех заинтересованных сторон? На мой взгляд, в конечном итоге нам придется решать, на чью сторону мы встаем, чьи интересы при решении городских и транспортных проблем оказываются приоритетными? Ограничения вводить придется, вопрос только в пользу кого?
«Обязательные ограничения – только на основе консенсуса и здравого смысла – и это уже политические решения – будем ли вытеснять автомобили из центра? Будем ли делать променад на набережных?», - говорит Воробьев.
Здесь интересно мнение мэра Боготы Пеньялоса:
«Меня чуть ли не выгнали с поста мэра за то, что я решил убрать машины с тротуаров, чтобы расширить их для людей. Это была настоящая война. Мне говорили: «Мэр, не будь таким упрямым, тут и так машинам негде парковаться!» Но почему это должно меня волновать? Вы же не спрашиваете, где вам хранить свои вещи! Чтобы объяснить жителям Боготы, что тротуары — вовсе не родственники автодорог, мы запустили рекламу, где говорилось, что тротуары — это не дорожки по обеим сторонам проезжей части, а возможность поиграть, посмотреть город, пообщаться о бизнесе...».
Руководство Казани уже много лет публично говорит о том, что столица Татарстана должна стать местом притяжения людей со всей страны, что она должен стать актуальным и привлекательным городом. Сейчас большинство российских мегаполисов испытываюсь по большому счету одинаковые проблемы. Это касается и развития транспортной системы и везде они решаются через дискриминацию пешеходов в пользу автомобилистов. Это касается и Москвы и Петербурга и других городов. Возможно, решение кардинально поменять философию развития города станет тем поворотным пунктом, который сделает Казань, действительно, выдающимся в среде российских городов мегаполисом, который повернулся лицом в сторону пешеходов и в котором готовы принимать нестандартные и интересные решения?
Данис ГАРАЕВ
Опубликовано 29.09.2012. |
Поделиться |
Метки:
Оставьте комментарий