Как пишут пользователи ЖЖ-сообщества «kazan» данная акция была проведена не местным отделением «стопхамовцев», а их московскими коллегами. Видимо с этим было связано то, что представители казанского движения заявили о своей непричастности к действиям столичных единомышленников.
Большинство пользователей казанской блогосферы негативно отнеслись к этой акции, которую инициировало, как пишут в средствах массовой информации, молодежное движение «Наши». Основной аргумент недовольных – наклеивание стикеров на автомобили является порчей чужого имущества. Кроме того, как пишут блоггеры некоторые машины были несправедливо заклеймены, поскольку парковались без нарушения. Конечно, находятся и те, кто поддерживает данную акцию, поскольку в городе действительно существует проблема неправильно припаркованных автомобилей.
Количество автомобилей в городе с каждым годом становится больше, а пешеходные зоны постепенно превращаются в парковки. Однако акция «Стопхам» это популизм, стилизация под уличный протест, с помощью которого «нашисты» хотят привлечь к себе внимание общества и вызвать симпатии у молодого поколения. По большому счету, их действия противозаконны.
В Сети появились даже видео о нелепости «нашистких» активистов.
Транспортные заложники
Глупость данной акции не отменяет самой сути проблемы, которая делает некомфортной для жизни российские города – повальная автомобилизация городского пространства, пробки и неразвитость пешеходных зон. Однако, как отмечают многие исследователи города (урбанисты и социологи), именно отношением к пешеходам определяется уровень развития инфраструктуры любого мегаполиса.
Руководство Казани уже много лет публично говорит о том, что столица Татарстана должна стать местом притяжения людей со всей страны, что она должен стать актуальным и привлекательным городом. Однако пока пешеходные зоны города заставлены автомобилями, мало парковых и прочих зеленных зон, город задыхается от пробок, общественный транспорт работает плохо, а о культуре вождения на дорогах и говорить не стоит.
Конечно, руководство города не отрицает существующих проблем. В частности, мэрией осуществляется программа «Зеленый рекорд», которая направлена на озеленение города. Казань участвует в программе «Доступная среда» одной из целей которой является формирование условий для беспрепятственного доступа к наиболее значимым для инвалидов объектам и услугам города. Однако весь смысл данных программ пропадет если пешеходные зоны (тротуары и парки) будут заставлены автомобилями.
Именно организация городского пространства – парки, пробки, пешеходные зоны, общественный транспорт – влияет на качество жизни в городе и является маркером, не побоюсь этого слова, степени его цивилизованности. И решение данной проблемы должно нести более жесткий характер. Тем более большинство мировых мегаполисов данную проблему уже проходили и поэтому интересно было бы обратиться к их опыту. И во многих городах мира проблема решается через дискриминацию автомобилистов в пользу пешеходов.
Как решают проблему в мире?
Интересен в этом отношении ставший знаменитый на весь мир опыт столицы Колумбии города Боготы. Этот 10 миллионный южноамериканский мегаполис в свое время задыхался от пробок и прочих транспортных проблем. Ситуацию смог изменить ставший известный на весь мир мэр Энрике Пеньялоса. В своей работе он сделал акцент на двух важных направлениях работы: усовершенствование системы общественного транспорта и развитие пешеходных зон. За 3 года руководством администрации Боготы Пеньялоса совершил революцию в развитии этого мегополиса.
Первые шаги нового мэра многих шокировали, так как он в открытую выступил за ущемление прав автомобилистов в пользу пешеходов. Отказавшись инвестировать в автодороги, он построил на их месте пешеходные зоны, велосипедные дорожки, парки и скверы, детсады, школы и библиотеки.
«Хороший город — тот, в котором людям хочется бывать на улице. Если в городе хорошо себя чувствуют более уязвимые граждане — дети, старики, инвалиды, люди с низким уровнем достатка, — значит, комфортно и остальным. Принципы хорошего города таковы: приоритет отдается пешеходам и велосипедистам, а не автомобилям. Если говорить о передвижении по городу, на первом месте — автобусы, а не личный транспорт. Общественные пространства должны быть безопасными и приятными для всех», - приводит слова Пеньялоса издания the-village.ru.
Сейчас бывший мэр Боготы возглавляет совет директоров Института транспорта и развития Нью-Йорка, ездит по всему миру с лекциями и консультациями. По его мнению, тротуары необходимо вернуть их законным владельцам:
«Меня чуть ли не выгнали с поста мэра за то, что я решил убрать машины с тротуаров, чтобы расширить их для людей. Мне говорили: «Мэр, не будь таким упрямым, тут и так машинам негде парковаться!» Но почему это должно меня волновать? Вы же не спрашиваете, где вам хранить свои вещи! Чтобы объяснить жителям Боготы, что тротуары — вовсе не родственники автодорог, мы запустили рекламу, где говорилось, что тротуары — это не дорожки по обеим сторонам проезжей части, а возможность поиграть, посмотреть город, пообщаться о бизнесе...».
Таким образом, для решения проблемы нужна политическая воля. Помимо благоустройства пешеходных зон необходимо комплексное решение по недопущению там парковок. Это может выражаться как в пиар-компании, а лучше, как во многих европейских городах, использовать противопарковочные столбики.
, ,
В конечном итоге, будущее эффективного полиса зависит от решения транспортерной проблемы. В развитии любого города должен иметь место разумный баланс между интересами всех участников транспортного движения. Как отметил для портала «ZurKazan.ru» петербургский урбанист, сотрудник Центра независимых социологических исследований (г. Санкт-Петербург) Дмитрий Воробьев решения проблемы есть:
«Это забота и об удобстве автомобилистов, и пешеходов, и велосипедистов, а также общественного транспорта, транзитных потоков, муниципальных служб и т.д.».
Однако возможно ли достижение полного баланса интересов всех заинтересованных сторон? На мой взгляд, в конечном итоге нам придется решать, на чью сторону мы встаем, чьи интересы при решении городских и транспортных проблем оказываются приоритетными? Ограничения вводить придется, вопрос только в пользу кого?
«Обязательные ограничения – только на основе консенсуса и здравого смысла. И это уже политические решения – будем ли вытеснять автомобили из центра? Будем ли делать променад на набережных?», - говорит Воробьев.
В любом случае, данная проблема требует решения. И здесь необходима определенная смелость и готовность к нестандартному ходу. Пока же на тротуарах мы будем иметь войну водительского хамства и «нашистского» варварства.
Данис ГАРАЕВ
фото: http://kazan.livejournal.com/7889151.html#comments, life-trip.ru
Опубликовано 28.11.2012. |
Поделиться |
Метки:
Оставьте комментарий