Большая Казань


26 апреля


Последние статьи
Известия об ужасных злодеяниях, о совершенных в Волгограде террористических актах потрясли нас до глубины души...
Перед Новогодними праздниками судебные приставы Татарстана решили помочь сотрудникам центра. Заместитель руков...
На прошедшей неделе столицу Татарстана посетила очень интересная зарубежная делегация. Это представители рабоч...
Здесь демонтируют трамвайные пути, поменяют дорожное полотно, обустроят тротуары и временные парковки.
25 марта в России стартовал мультимедийный конкурс «Россия 10». Проводят его телеканал «Россия 1» и Русское ге...
20 апреля в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялась церемония награждения п...
«Олимпия: победа над временем» - так называется новая экспозиция, приехавшая из Эрмитажа. В коллекции 300 эксп...
В прошедшую пятницу произошло радостное для многих мусульман не только Казани, но и Татарстана, событие. Вновь...
Строители наводят последний лоск внутри здания. Обновляют и его внешний облик.

Счастье в России: религиозность и постматериализм

Главная страница  /  Статьи  /  Наука  /  Счастье в России: религиозность и постматериализм

Счастье в России: религиозность и постматериализм. Статьи. Большая Казань
В Казанском университете состоялась публичная лекция известного социолога из Петербурга, заведующего Лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ СПб, профессора Эдуарда Понарина.

Тема лекции, которая состоялась 18 октября в конференц-зале Научной библиотеки КФУ, звучит так: «Счастье в России: Анализ социальных изменений, 1981-2011». Проанонсирована она была следующим образом:

«По данным Всемирного исследования ценностей Россия в 1990-х гг. отличалась беспрецедентным падением в ощущениях личного счастья, хотя еще в 1982 году жители СССР ощущали себя менее счастливыми, чем жители Нигерии и Индии. После развала Советского Союза и коллапса коммунистической идеологии уровень ощущения личного счастья и благополучия в России стал еще ниже. В последнее время по результатам опросов 2006 и 2010 годов количество счастливых россиян увеличивается, но до звания счастливой нации нам еще далеко. Почему счастливых людей в России становится больше и есть ли пределы у российского счастья, можно узнать, посетив публичную лекцию Эдуарда Понарина».

Организатор лекции НОЦ «Центр культурных исследований постсоциализма».

В начале лекции петербургский социолог отметил, что говоря о качестве жизни в той или иной стране недостаточно учитывать такие показатели как, например, ВВП. Даже при высоком ВВП уровень счастья в стране может быть низким.

Методика, на которую опирается Эдуард Понарин разработана известным американским социологом Рональдом Инглхартом еще в начале 1980-х годов и почти за 30 лет была применена в 90 странах мира в рамках сети "Всемирного исследования ценностей" (World Values Survey). К слову сказать, Инглхарт является также научным руководителем Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ СПб.

Как рассказал Эдуард Понарин, Рональд Инглхарт при изучении изменения ценностей в разных обществах выстроил два ценностных параметра: 1. «Традиционные – Секулярно-рациональные ценности» и 2. «Ценности Выживание – Самовыражение».

Если традиционные ценности базируются на вере в сверхъестественные силы, то с появлением секулярно-рациональных ориентиров возникает идея нации, как большой семьи. Вакуум образованный после отступления традиционных религиозных представлений при главенстве секулярно-рациональных ценностей заполняется национальной идеологией. При такой ситуации люди испытывают чувства доверия больше к людям своей национальности.

Движения же по линии «ценности выживания/самовыражения» проявляется в том, что в результате индустриализации появляются слои общества, которые испытывают уверенность в своем будущем (в том, что, например, элементарно, не умрут с голоду), в такой ситуации люди больше задумываются о самовыражении, не боятся заявлять о своем мнении и так далее.

Возникает вопрос: В каком направлении развивается российское общество? Как отмечает Эдуард Понарин, несмотря на то, что вектор движения большинства изучаемых по инглхартовской методике обществ идет от традиционных ценностей в сторону секулярно-рационалистических, граждане России наоборот сейчас больше ориентируются на традиционные ценности.

По мнению Понарина, после развала СССР в российском обществе, находящемся в состоянии аномии (термин Эмиля Дюркгейма), которая в свою очередь характеризуется дезинтеграцией и распадом системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок, субъективные показатели счастья граждан стали падать. В этой ситуации обращение к религии и традиционным ценностям сыграло компенсаторную роль.

По результатам опросов Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ СПб у граждан России родившихся до 1964 года ощущения счастья достаточно низкое, что стало следствием распада СССР. В то время как у поколения, родившегося после 1975 года, наоборот данные показатели имеют положительную динамику.

Какие прогнозы дают в связи с этим социологи? Возрастание ощущения безопасности, которое испытывают молодые люди в России, приведет к тому, что повысится не только их ощущение счастья, но и станут меняться некоторые ценностные ориентиры. Это будет выражаться в стремлении к свободе выбора.

При ситуации, когда основные материальные потребности удовлетворены и не существует опасности потерять источники для существования, возникает ситуация, когда для части общества меньшее значение начинают иметь сугубо материальные ценности. С этим состоянием связано понятие постматериализма, которое также был введено в научный оборот Рональдом Инглхартом. Идею постматериализма этот американский ученный изложил в 1977 году в работе «Мирная революция».

В ситуации постматериализма люди хотят заниматься тем, чем им интересно, они гораздо мягче относятся к непохожим на себя людям и особенно ценят свободу выбора.

Похожие тенденции уже можно наблюдать в крупнейших городах России. Какие пути модернизации суждено пройти России покажет время. В любом случае, тема оказалось интересной и вызвало живое обсуждение среди собравшихся слушателей, которые заполнили конференц-зал Научной библиотеки КФУ.

Остается надеяться, что Центр культурных исследований постсоциализма еще много раз порадует казанцев интересными публичными лекциями.


Данис ГАРАЕВ

Опубликовано 19.10.2012.
Поделиться

Метки: публичные лекции, Эдуард Понарин, социология

Оставьте комментарий

Известия об ужасных злодеяниях, о совершенных в Волгограде террористических актах потрясли нас до глубины души...
Перед Новогодними праздниками судебные приставы Татарстана решили помочь сотрудникам центра. Заместитель руков...
На прошедшей неделе столицу Татарстана посетила очень интересная зарубежная делегация. Это представители рабоч...
Здесь демонтируют трамвайные пути, поменяют дорожное полотно, обустроят тротуары и временные парковки.
25 марта в России стартовал мультимедийный конкурс «Россия 10». Проводят его телеканал «Россия 1» и Русское ге...
20 апреля в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялась церемония награждения п...
«Олимпия: победа над временем» - так называется новая экспозиция, приехавшая из Эрмитажа. В коллекции 300 эксп...
В прошедшую пятницу произошло радостное для многих мусульман не только Казани, но и Татарстана, событие. Вновь...
Строители наводят последний лоск внутри здания. Обновляют и его внешний облик.
Последние новости


Отвергнутая Волгой
Данис Гараев
Перепечатка статей только со ссылкой на этот сайт
Свидетельство ИА № ФС77-47202 от 03.12.2011
© Выйти 2012 ИА ZurKazan
Дизайн сайта — Студия Ариф