Тема лекции, которая состоялась 18 октября в конференц-зале Научной библиотеки КФУ, звучит так: «Счастье в России: Анализ социальных изменений, 1981-2011». Проанонсирована она была следующим образом:
«По данным Всемирного исследования ценностей Россия в 1990-х гг. отличалась беспрецедентным падением в ощущениях личного счастья, хотя еще в 1982 году жители СССР ощущали себя менее счастливыми, чем жители Нигерии и Индии. После развала Советского Союза и коллапса коммунистической идеологии уровень ощущения личного счастья и благополучия в России стал еще ниже. В последнее время по результатам опросов 2006 и 2010 годов количество счастливых россиян увеличивается, но до звания счастливой нации нам еще далеко. Почему счастливых людей в России становится больше и есть ли пределы у российского счастья, можно узнать, посетив публичную лекцию Эдуарда Понарина».
Организатор лекции НОЦ «Центр культурных исследований постсоциализма».
В начале лекции петербургский социолог отметил, что говоря о качестве жизни в той или иной стране недостаточно учитывать такие показатели как, например, ВВП. Даже при высоком ВВП уровень счастья в стране может быть низким.
Методика, на которую опирается Эдуард Понарин разработана известным американским социологом Рональдом Инглхартом еще в начале 1980-х годов и почти за 30 лет была применена в 90 странах мира в рамках сети "Всемирного исследования ценностей" (World Values Survey). К слову сказать, Инглхарт является также научным руководителем Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ СПб.
Как рассказал Эдуард Понарин, Рональд Инглхарт при изучении изменения ценностей в разных обществах выстроил два ценностных параметра: 1. «Традиционные – Секулярно-рациональные ценности» и 2. «Ценности Выживание – Самовыражение».
Если традиционные ценности базируются на вере в сверхъестественные силы, то с появлением секулярно-рациональных ориентиров возникает идея нации, как большой семьи. Вакуум образованный после отступления традиционных религиозных представлений при главенстве секулярно-рациональных ценностей заполняется национальной идеологией. При такой ситуации люди испытывают чувства доверия больше к людям своей национальности.
Движения же по линии «ценности выживания/самовыражения» проявляется в том, что в результате индустриализации появляются слои общества, которые испытывают уверенность в своем будущем (в том, что, например, элементарно, не умрут с голоду), в такой ситуации люди больше задумываются о самовыражении, не боятся заявлять о своем мнении и так далее.
Возникает вопрос: В каком направлении развивается российское общество? Как отмечает Эдуард Понарин, несмотря на то, что вектор движения большинства изучаемых по инглхартовской методике обществ идет от традиционных ценностей в сторону секулярно-рационалистических, граждане России наоборот сейчас больше ориентируются на традиционные ценности.
По мнению Понарина, после развала СССР в российском обществе, находящемся в состоянии аномии (термин Эмиля Дюркгейма), которая в свою очередь характеризуется дезинтеграцией и распадом системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок, субъективные показатели счастья граждан стали падать. В этой ситуации обращение к религии и традиционным ценностям сыграло компенсаторную роль.
По результатам опросов Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ СПб у граждан России родившихся до 1964 года ощущения счастья достаточно низкое, что стало следствием распада СССР. В то время как у поколения, родившегося после 1975 года, наоборот данные показатели имеют положительную динамику.
Какие прогнозы дают в связи с этим социологи? Возрастание ощущения безопасности, которое испытывают молодые люди в России, приведет к тому, что повысится не только их ощущение счастья, но и станут меняться некоторые ценностные ориентиры. Это будет выражаться в стремлении к свободе выбора.
При ситуации, когда основные материальные потребности удовлетворены и не существует опасности потерять источники для существования, возникает ситуация, когда для части общества меньшее значение начинают иметь сугубо материальные ценности. С этим состоянием связано понятие постматериализма, которое также был введено в научный оборот Рональдом Инглхартом. Идею постматериализма этот американский ученный изложил в 1977 году в работе «Мирная революция».
В ситуации постматериализма люди хотят заниматься тем, чем им интересно, они гораздо мягче относятся к непохожим на себя людям и особенно ценят свободу выбора.
Похожие тенденции уже можно наблюдать в крупнейших городах России. Какие пути модернизации суждено пройти России покажет время. В любом случае, тема оказалось интересной и вызвало живое обсуждение среди собравшихся слушателей, которые заполнили конференц-зал Научной библиотеки КФУ.
Остается надеяться, что Центр культурных исследований постсоциализма еще много раз порадует казанцев интересными публичными лекциями.
Данис ГАРАЕВ
Опубликовано 19.10.2012. |
Поделиться |
Метки:
Оставьте комментарий