Большая Казань


23 февраля


Последние статьи
Известия об ужасных злодеяниях, о совершенных в Волгограде террористических актах потрясли нас до глубины души...
Перед Новогодними праздниками судебные приставы Татарстана решили помочь сотрудникам центра. Заместитель руков...
На прошедшей неделе столицу Татарстана посетила очень интересная зарубежная делегация. Это представители рабоч...
Здесь демонтируют трамвайные пути, поменяют дорожное полотно, обустроят тротуары и временные парковки.
25 марта в России стартовал мультимедийный конкурс «Россия 10». Проводят его телеканал «Россия 1» и Русское ге...
20 апреля в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялась церемония награждения п...
«Олимпия: победа над временем» - так называется новая экспозиция, приехавшая из Эрмитажа. В коллекции 300 эксп...
В прошедшую пятницу произошло радостное для многих мусульман не только Казани, но и Татарстана, событие. Вновь...
Строители наводят последний лоск внутри здания. Обновляют и его внешний облик.

Открывая разнообразный город: о чем может рассказать метро?

Главная страница  /  Статьи  /  Наука  /  Открывая разнообразный город: о чем может рассказать метро?

Открывая разнообразный город: о чем может рассказать метро?. Статьи. Большая Казань
15 ноября в рамках междисциплинарного семинара Центра культурных исследований постсоциализма прошла открытая лекция Оксаны Запорожец, ведущего научного сотрудника Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В. Полетаева НИУ ВШЭ.

«Открывая разнообразный город: о повседневном творчестве, разделенных городских пространствах и неожиданных способах использования метро»

Открытие Лондонской подземки в 1863 году стало стартовой точкой постепенного изменения жизни и пространства мегаполисов. Метро прочно вошло в жизнь жителей больших городов.

По словам Оксаны Запорожец, метро не только разгрузило пассажирский поток на городских улицах, но и стало «конвейером» городской жизни, который создает особый «концентрированный» город. Метро внесло значительный вклад в формирование городской культуры и правил коммуникации горожан, усиливая «вежливое невнимание», укрепляя разобщенность горожан знаковой опосредованностью коммуникации, способствуя формированию монотонного эмоционального ландшафта города.

В ходе выступления автор отметил, что, несмотря на активное использование метро горожанами (ежедневный пассажиропоток крупнейших метрополитенов мира сегодня составляет несколько миллионов человек), его превращение в символ мегаполиса, а также – одну из основных арен контроля в мобильном городе, метро крайне редко становится предметом исследования. Его анализ растворяется в более общих темах, например, изучении мобильности и мест транзита, иногда - публичных пространств, или же дробится на множество отдельных аспектов (ориентация, безопасность, отдельные виды коммуникации). Особенно редко звучат вопросы – могут ли горожане использовать метро, отклоняясь от предписанных сценариев поведения в нем, в той или иной степени приспосабливать его к своим интересам, может ли метро быть не местом производства городского одиночества, но пространством более сложной коммуникации? Именно об этих вопросах Оксана предложила поразмышлять в ходе лекции.

Более тонкая настройка исследовательской оптики позволяет описать метро как пространство интенсивной телесной коммуникации, формирования особых телесных идиом и связанных с ними кодексов поведения, например, телесной вежливости или, напротив, телесной экспансии, констатировать превращение тела в своеобразный сенсор, позволяющий ориентироваться и координировать свои действия с многолюдными потоками «метрогорожан». Кроме того, метро определенно становится и пространством повседневного городского творчества, что особенно ощутимо в «молодых» метрополитенах (например, Казанском). Горожане используют пространство метро, отклоняясь от предложенных сценариев, например, превращая его в места встреч и общения, творческих акций и многого другого. Горожане формируют особое «продленное» пространство метро на различных тематических сайтах, более подвижное и эмоционально насыщенное, чем «реальное» подземное пространство.

В итоге исследователь подчеркнул, что можно наблюдать разнообразие существующих сценариев использования метрополитена, которые изменяют и дополняют жестко структурированное городское пространство.

Источник: официальный сайт К(П)ФУ

Опубликовано 20.11.2012.
Поделиться

Метки: Оксана Запорожец, публичные лекции, социология города, КФУ

Оставьте комментарий

Известия об ужасных злодеяниях, о совершенных в Волгограде террористических актах потрясли нас до глубины души...
Перед Новогодними праздниками судебные приставы Татарстана решили помочь сотрудникам центра. Заместитель руков...
На прошедшей неделе столицу Татарстана посетила очень интересная зарубежная делегация. Это представители рабоч...
Здесь демонтируют трамвайные пути, поменяют дорожное полотно, обустроят тротуары и временные парковки.
25 марта в России стартовал мультимедийный конкурс «Россия 10». Проводят его телеканал «Россия 1» и Русское ге...
20 апреля в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялась церемония награждения п...
«Олимпия: победа над временем» - так называется новая экспозиция, приехавшая из Эрмитажа. В коллекции 300 эксп...
В прошедшую пятницу произошло радостное для многих мусульман не только Казани, но и Татарстана, событие. Вновь...
Строители наводят последний лоск внутри здания. Обновляют и его внешний облик.
Последние новости


Отвергнутая Волгой
Данис Гараев
Перепечатка статей только со ссылкой на этот сайт
Свидетельство ИА № ФС77-47202 от 03.12.2011
© Выйти 2012 ИА ZurKazan
Дизайн сайта — Студия Ариф