Рассказывая об исламском феминизме, Дэвид Кук начал с того, исламские феминистки поднимают вопросы, которые касаются прав женщины исламе и пытаются по новому интерпретировать многие положения исламской религии, которые, по их мнению, дискриминируют женщин.
Изучая записки путешественников первых веков ислама, исламские феминистки пришли к выводу, что традиция покрывать голову платком была распространена в городских кругах обеспеченных людей. Таким образом, можно говорить об особом статусе этого головного убора.
ПРЕДШЕСТВЕННИК ИСЛАМСКОГО ФЕМИНИЗМА
Корни исламского феминизма Дэвид Кук видит в работах египетского религиозного реформатора конца XIX века
Мухаммада Абдо. Этот богословов, например, в своих работах пытался бороться с многоженством. В частности, в качестве аргумента в свою пользу Абдо приводил следующие аяты Корана суры «Ан-Ниса».
В аяте 3 говорится следующее:
"...и женитесь на тех женщинах, что приятны вам – двух, трех или четырех. А если боитесь вы, что не будете одина¬ково справедливы, то – на одной..."
Далее в аяте 129 все той же суры Корана говорится следующее:
«Вы никогда не сможете относиться одинаково справедливо к же¬нам, даже при сильном желании. Не склоняйтесь же полностью (к одной), оставляя (другую) забро¬шенной».
Таким образом, как полагает Абдо, в Священном Коране хоть и поставлены рамки того, что мужчина имеет права иметь до 4-х жен только при условии равного отношения к ним, однако в той же суре указывается на фактическую невозможность этого выполнения условия.
Как отмечает Дэвид Кук, Абдо соединяет эти два аята Корана, когда приводит свои аргументы. До него такой метод никем не был использован.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ ЖЕНЩИН-МУСУЛЬМАНОК
Для современных исламских феминисток наиболее важными фигурами в истории ислама были мать Пророка Исы (Иисуса) Марьям (Мария), которая обладала, по мнению феминисток, пророческими чертами, царица Савская (Шеба), первая жена Пророка Мухаммада Хадиджа, а также еще две жены Пророка ислама – Айша и Фатима.
Фигура Хадиджы, которая была первой женой Пророка, имеет особое значение, поскольку она была деловая, независимая женщина, которая даже сама выступила инициатором брака с Мухаммадом. Исламским феминисткам нравится активная жизненная позиция Хадиджы.
Образ Аишы, также представляет интерес для феминисток, поскольку именно через нее было передано большинство хадисов, которые касаются частной жизни. Кроме того, ее образ оказывается спорным в контексте суннитско-шиитских отношений, поскольку сподвижник Мухаммада Али обвинял ее в прелюбодеянии. Однако, несмотря на то, что основное учение ислама не подтверждает этот факт, сложность отношений между ней и Али, также является причиной пристального внимания к ее фигуре со стороны исламских феминисток.
С ЧЕМ БОРЮТСЯ ИСЛАМСКИЕ ФЕМИНИСТКИ
Одной из проблемных тем, которая волнует исламских феминисток, это представление о том, что мужчина выше женщины.
И связано это с 34 аятом суры «Женщины», которая гласит: «Мужчины стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества». Основная трактовка данного аята, в соответствии с которой обосновывается подчиненное положение женщин, исламскими феминистками воспринимается оскорбительно. Они пишут о том, что у слова, которое с арабского переводится как «быть выше», «стоять над», есть также смысл означающий «помогать». По мнению исламских феминисток, это слово необходимо понимать именно в этом значении и, что в данном случае речь идет исключительно о финансовой поддержке, которые могут оказывать мужчиным женщинам. Об этом писала, например, американская мусульманская активистка Амина Вадуд.
Дэвид Кук рассказал о том, что движение исламского феминизма началось в США и Марокко. В частности, в Марокко живет одна из главных идеологов исламского феминизма, социолог Фатима Мернисси.
Мернисси подвергла сомнению достоверность хадиса (высказывания Пророка Мухаммада), в соответствии с которым, то страна, которой руководит женщина, не будет процветать. Она задалась следующим вопросом: кто именно передавал этот хадис? Проверив цепочку передатчиков, она пришла к выводу, что практически у всех из них были те или иные проблемы с женщинами.
Говоря об истории зарождения исламского феминизма, Кук говорит, что на фоне решительного отказа от хиджаба в светских кругах арабских обществ в 1970-80е годы появилось повторное появление хиджаба в публичном пространстве.
Достаточно серьезно проблема хиджаба была актуализирована во Франции еще в 70-е годы прошлого века, что привело к кризису последних лет. Хиджаб и особенно никаб европейскими политиками воспринимается как угроза. Поэтому в Западной Европе многие партии стремятся запретить ношение никаба, несмотря на то, что носящих никаб крайне мало. В Нидерландах по данным социологов всего лишь 80 человек носило никаб, а во Франции 3000 человек.
Таким образом, хиджаб стал одним из символов исламского феминизма.
Данис ГАРАЕВ
Опубликовано 29.10.2012. |
Поделиться |
Метки:
Оставьте комментарий