Большая Казань


29 марта


Последние статьи
Известия об ужасных злодеяниях, о совершенных в Волгограде террористических актах потрясли нас до глубины души...
Перед Новогодними праздниками судебные приставы Татарстана решили помочь сотрудникам центра. Заместитель руков...
На прошедшей неделе столицу Татарстана посетила очень интересная зарубежная делегация. Это представители рабоч...
Здесь демонтируют трамвайные пути, поменяют дорожное полотно, обустроят тротуары и временные парковки.
25 марта в России стартовал мультимедийный конкурс «Россия 10». Проводят его телеканал «Россия 1» и Русское ге...
20 апреля в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялась церемония награждения п...
«Олимпия: победа над временем» - так называется новая экспозиция, приехавшая из Эрмитажа. В коллекции 300 эксп...
В прошедшую пятницу произошло радостное для многих мусульман не только Казани, но и Татарстана, событие. Вновь...
Строители наводят последний лоск внутри здания. Обновляют и его внешний облик.

Руки прочь от хипстеров!

Главная страница  /  Статьи  /  Культура  /  Руки прочь от хипстеров!

Руки прочь от хипстеров!. Статьи. Большая Казань
На днях я прочитал статью моего друга Руслана Айсина «Хипстеры: рожденные постмодерном».

В последнее время стало модно ругать и обличать хипстеров и прочую модную городскую молодежь. Какими только эпитетами не наделяют эту часть молодежной тусовки – гедонисты, позеры, модники и т.д. Вот и Руслан Айсин пишет: «Хипстерство – это полная деидеологизация, профанация, слом системы ценностей, лишения ее каких-то бы не было ориентиров».

Мне иногда, кажется, что люди, которые пишут такие вещи о молодежных субкультурах ориентируются на какие-то свои внутренние системы оценок и стереотипы, которые имеют мало общего с самим сообществом, о котором идет речь.

ХИПСТЕРЫ В РОССИИ. КАКИЕ ОНИ?

В общем и целом то, что отличает современных хипстеров от остального населения, это определенные культурные коды – одежда, музыка, кино, определенные сайты, литература, которой увлекается именно данная часть молодежной среды. Цепочку можно продолжить – определённые места, клубы, кафе и т.д. Но опять-таки, все эти рамки условны – где граница между хипстером и просто хорошо одетым молодым человеком?

На самом деле, хипстерство, это вполне себе идеалогизированное, наполненное своим смыслом, содержанием и своими ориентирами прослойка городской молодежи. Безусловно, в их эстетике находит отражение дух своего времени (привет постмодерну), что характерно для любого периода – именно остро все чувствующая молодежь в своем творчестве, в своих работах наиболее четко отражали и отражают состояния того общества в котором они живут. Да, порой это происходило и происходит чрезмерно откровенно и нарочито в чем-то, но такова молодежь.

Интересно в этом отношении творчество одного из наиболее популярных в среде российских хипстеров музыканта Муджуса (Mujuice). Многие критики любят сравнивать его творчество с тем, что в конце 80-х годов делал Виктор Цой. Муджус, как и Цой 20 лет назад, также отражает настроения наиболее чувствительной и жаждущей части общества – молодежи. Только если в конце 80-х годов, времени «перестройки» люди ожидали чего-то нового и незабвенный Виктор пел «мы ждем перемен», то в творчестве Муджуса мы видим ощущение определенной усталости и тошноты от всего происходящего вокруг, отсюда на замену «мы ждем перемен» приходит «утро, в которое мы умрем» и «все бессмысленно и бесполезно». При чем тут гедонизм, профанация и позерство? Разве это не эхо сартровской тошноты?

Именно эти глубокие переживания и терзания, которые испытывают молодые ребята в возрасте от 18 до 30 лет, могут стать источником в будущем для чего-то интересного и созидательного.

Современное российское хипстерство это обратное проявление общей маргинализации и дебилизации российской молодежи. Это молодое поколение, которое имеет свой вкус в литературе, кино, одежде, музыке. Вкус возможно оспоримый, но он есть и это, безусловно, лучше т.н. культуры массы маргинализированного приподъездного быдла (привет 90-м) с одной стороны и фашиствующей толпы националистов и прочих фанатиков, которые заявили о себе четко в нулевые, со стороны другой.

ПРИ ЧЕМ ТУТ МИТИНГИ?

По мнению, Руслана Айсина, для хипстеров прошедшие митинги это очередная тусовка, место, где можно было бы покрасоваться, нарисовать креативный плакат и т.д. Однако любое публичное пространство это место посмотреть на других и показать себя. Это универсальная характеристика любого публичного пространства и места. И когда сам Руслан пишет статьи или выступает на собраниях, он также руководствуется теми же принципами, так же как и его идеологический учитель, Гейдар Джемаль, когда выступает на разных ток-шоу, дебатах и т.д. Это, в общем-то, нормально и естественно.

Ну никак не хипстеры виноваты в том, что митинговая активность в России захлебнулась и пошла на нет. В общем-то, без этого «креативного класса» и имеющегося не удалось бы добиться. Слова песен Муджуса о том, что «все бессмысленно и бесполезно» были написаны до известных «болотных» событий. Однако именно данная часть городской общественности откликнулась на призыв заявить о своем мнении.

Меня всегда пугали разного рода попытки найти козла отпущения в масштабах целого общества. Для одних во всех бедах виноваты мигранты, для других мифический «Запад»…

КТО БЫЛ ДО ХИПСТЕРОВ?

Кстати, когда я прочитал статью Айсина, то почему-то вспомнил годы своего недавнего студенчества – начала и середины нулевых годов. Тогда в России еще практически не было хипстеров и их роль выполняли те, кого условно называли «клаберами» или «неформалами». В их числе был и я. Как и современных хипстеров тех «клаберов» также объединяли определенные клубы, музыкальные направления, мода, книги, фильмы и так далее. Название «клаберы» или «неформалы» использовалось очень условно, так как в их число входили практически все кто нестандартно выглядел, слушал не попсовую музыку и читал не массовую литературу. Ничего не напоминает? ;)

В Казани, например, местами притяжения подобной публики были такие места как «Грот», «Хеликоптер», «Станция», с определенными оговорками старый и новый «Доктор», музыкальная точка «Ozon.pro» в Униксе (всегда можно было найти массу знакомого народа тусующегося поблизости), магазины «Другое кино», где можно было не только купить интересный арт-хаус, но и почитать казанский самиздат «Прощай оружие», магазин «Пилот» в КАИ и т.д.

Наше поколение также обвиняли в духовной пустоте, гедонизме, позерстве и прочем. Конечно, для нас было важно, что слушает человек, одежда была маркером «своего», книги и фильмы, также говорили многое о человеке. Тогда нас называли бездуховным потерянным поколением, которых интересует только музыка, шмотки и кино. Однако именно из этого слоя вышла наиболее думающая часть наших ровесников. И я знаю этих людей, это было одно сообщество. Многие ныне молодые и успешные ученые, журналисты, актеры, врачи, адвокаты, менеджеры еще 7-8 лет назад обвешенные разноцветными бусами, фенечками, в широких джинсах или клешах, топтали своими кедами с британским флагом танцполы в такт лондонскому uk garage. Как мы могли любить тех, кто не видел разницы между шеффилдским bassline и лондонским 2 step? В то время никак, поскольку это был способ дистанцироваться от пошлости и серости окружающей действительности. Мы были не согласны и уходили в себя, в свои интересы, в свой круг символов и предпочтений. Только пережив и переборов в себе все это, путем рефлексии через книги, кино, музыку и прочее это поколение находило свой выход. Да, кто-то пропадал, не возвращался в духовном и физическом смысле этого слова, однако никакой другой путь не давал гарантий полного физического и духовного выздоровления.

Поэтому, когда сейчас приходится слышать совершенно те же самые обвинения в отношении новой генерации креативной городской молодежи хочется то ли плакать, то ли смеяться. В общем, ничего не меняется. Однако все серьезно, ведь большая опасность заключается именно в подкупающей легкости и простате такой аргументации – все «западное» это тупик. А хипстеры пришли к нам именно «оттуда». Такая вот упрощённая логическая цепочка: постмодерн-Запад-хипстеры-тупик. Ничего не смущает?

Данис ГАРАЕВ


фото: http://www.dailymail.co.uk/home/index.html

Опубликовано 25.09.2012.
Поделиться

Метки:

Оставьте комментарий

Известия об ужасных злодеяниях, о совершенных в Волгограде террористических актах потрясли нас до глубины души...
Перед Новогодними праздниками судебные приставы Татарстана решили помочь сотрудникам центра. Заместитель руков...
На прошедшей неделе столицу Татарстана посетила очень интересная зарубежная делегация. Это представители рабоч...
Здесь демонтируют трамвайные пути, поменяют дорожное полотно, обустроят тротуары и временные парковки.
25 марта в России стартовал мультимедийный конкурс «Россия 10». Проводят его телеканал «Россия 1» и Русское ге...
20 апреля в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялась церемония награждения п...
«Олимпия: победа над временем» - так называется новая экспозиция, приехавшая из Эрмитажа. В коллекции 300 эксп...
В прошедшую пятницу произошло радостное для многих мусульман не только Казани, но и Татарстана, событие. Вновь...
Строители наводят последний лоск внутри здания. Обновляют и его внешний облик.
Последние новости


Отвергнутая Волгой
Данис Гараев
Перепечатка статей только со ссылкой на этот сайт
Свидетельство ИА № ФС77-47202 от 03.12.2011
© Выйти 2012 ИА ZurKazan
Дизайн сайта — Студия Ариф