Визуальный эпиграф фильма это несколько минут сменяющихся кадров прекрасного и величественного Парижа: самые вкусные эпизоды и декорации города в разное время суток. Зритель с первых минут получает соответствующий настрой, который он должен сохранить до последних минут киноленты. Наверное, сложно вспомнить фильм, где Париж был бы настолько приторным и настолько... парижским?
Одна моя знакомая, которая несколько лет живет во французской столице, написала, что Париж Вуди Аллена красивее Парижа реального. Пожалуй, я с ней соглашусь. В реальный Париж влюбиться, безусловно, тоже можно, но не меньше шансов побывав там испытать и отвращение к "празднику, который всегда с тобой". Однако киношный Париж Вуди Аллена практически не оставляет шансов на спасение, у него этот город безальтернативно прекрасен. И притягательность его только усиливается, когда режиссер время от времени переносит зрителя в 20-е годы прошлого века.
Собственно говоря сюжет фильма предельно прост. Молодая пара: успешный сценарист из Голливуда Гил Пендер, мечтающий о написании собственного серьезного романа, и его невеста (девушка их обеспеченной американской семьи) приезжают в Париж. Там у Гила рождается идея бросить свою работу в США и переехать в столицу Франции, чтобы погрузиться в серьезное творчество. Однако невеста Гила не разделяет этот его душевный порыв, скептически настроены и родители девушки, которые тоже в это время находятся в городе всех влюбленных.
Не найдя понимания герой отправляется на ночные прогулки по улицам Парижа, в ходе которых переносится в 20-е годы прошлого столетия, где встречает великих: Эрнеста Хемингуэя, Пабло Пикассо, Гертруду Стайн, Скота и Зельду Фицджеральд, Луи Бунюэля, Сальвадора Дали и многих других. Одним словом в тот период истории французской столицы, когда она служила пристанищем для "потерянного поколения" американских писателей, для выдающихся творцов из Испании, Италии, России и всей Европы. Одно из самых прекрасных ее эпох.
Вот и я с упоением отправлялся в путешествие в то легендарное время, принимая и веря Аллену. А как не верить? Ведь и в правду удивительное время! Правда на 3 или 4 раз просмотра в голову начинают вкрадываться какие-то сомнения. В картине Аллена не только Париж красивее, чем есть на самом деле, но и великие совсем уж привлекательные и притягательные. Такие легкие в общении, такие внимательные и компанейские, хотя и со своими тараканами, конечно. Понятное дело, что таковые они именно в воображении Гила (хотя воображение ли это?). Герои полностью соответствуют всем своим образам: суицидальная Зельда, интеллигентный Скот Фицджеральд, буйный Хемингуэй, эксцентричный Дали, мудрая «мамаша» Стайн и аутичный Бунюэль. Но при этом, какое-то излишне идеалистическое представление об этой среде Парижа 20-х.
Ну как-то совсем уж не на самом деле! Так и хочется сказать: не верю! В одном из эпизодов Гил увлечено общается с обворожительной молодой французской кокеткой, любовницей Пикассо, которая рассказывая ему свою увлекательную жизненную историю упоминает, что приехав в Париж, чтобы учиться у Коко Шанель она знакомится с Модильяни и полгода живет в его квартире. Это вызывает удивление и восхищение Гила. У самого Модильяни! Выдающего художника и скульптура! Однако, для знающих ясно, что Модильяни это же не благополучный Пикассо. Практически большую часть своей не очень долгой жизни он прожил в нищете и умер от туберкулеза, усугубленного наркотиками и алкоголем. Широкую известность он получил только после смерти. Безусловно, великий выдающийся мастер! Но при жизни малоизвестный, больной и нищий! (об этом в фильме, естественно, ни слова) Из-за понимания этого, вместо богемной картины совместной жизни всемирно известного художника и обворожительной ученицы Коко Шанель, в голове рисуются какие-то уж совсем грустные образы и настроения. И дальше по накатанной.
Прекрасный богемный Париж 20-х... Прекрасные и великие, которых там встречает Гил и которыми восхищается и испытывает священный трепет. А ведь и вправду легенды, а ведь и вправду гении! Но такие они в этом фильме, простите за дурацкий сленг, «няшки», и такими их в своей картине нарисовал Вуди Аллен, что не влюбиться невозможно. Если, конечно, не знать, что Эрнеста Хемингуэя под конец жизни затаскают по психушкам и он пустит себе пулю в голову, Зельда слетит с катушек и последние годы своей жизни тоже проведет в психиатрической больнице, а Скот Фицджеральд после развода с Зельдой под конец жизни уйдет в запой и умрет от сердечного приступа.
Запои, наркотики, психические расстройства… в общем, стандартный набор для многих звезд прекрасных парижских 20-х. Кстати, дружба между Скотом и Эрнестом, которую мы наблюдаем в фильме,в реальной жизни закончится жестким разрывом и постоянными усмешками и издевательствами, которыми Хемингуэй станет поливать Скота на страницах прессы и в своих книгах.
Думая об этом, не таким уж прекрасным и привлекательным становится эта парижская богема начала смутного 20 века. И становится немного грустно и даже неуютно. А как бы хотелось, чтобы как у Вуди Аллена – магический Париж, золотые 20-е и лучезарное настоящее и огни города, о котором Хемингуэй написал так: «Париж – это праздник, который всегда с тобой». Хотя бы в кино...
Данис ГАРАЕВ
Опубликовано 27.10.2012. |
Поделиться |
Метки:
Оставьте комментарий