Это желание усилилось после прочтения книги Орхана Памука (нобелевского лауреата 2006 года) «Стамбул. Город воспоминаний». Книгу проглотил, по сути, за пару дней.
Благодаря текстам Памука и фотографиям Гюлера я в 2008 году совершил воображаемое путешествие в столицу трех империй. С тех пор я много раз побывал в Стамбуле, не могу сказать, что впечатления об этом городе Памука и Гюлера совпали с моим. Нет, скорее наоборот. Все-таки они писали о Стамбуле 50-60-х годов, том городе, который я никогда не увижу. Я же приезжал в динамично развивающийся, бурлящий мегаполис, в чем-то сумасшедший, но, безусловно, движущийся вперед и современный. Пусть и не на кого не похожий.
Ценность прочитанной тогда книги Памука заключалась для меня в том, что она рассказала мне о городе, который уже никто не увидит – о Стамбуле 50-60-х гг. Кроме этого там много описаний города конца XIX и первой половины XX веков, времени, когда этот огромный город перестал быть столицей Османской империи (в силу ее исчезновения). Книга хорошо иллюстрирована, но лучше всего при его прочтении иметь рядом брошюру с фотографиями Ара Гюлера. Орхан Памук видимо это хорошо чувствовал, поэтому подбирая иллюстрацию к книге использовал много фотографий Гюлера. рассказы о городе у Орхана переплетаются с рассказами о своем детстве, семье, школе и университете. Он много пишет о грусти и печали Стамбула тех лет. Это сейчас бывшая османская столица 20-миллионый кипящий мегаполис, тогда же город только приходил себя после распада Османской империи.
Автору неинтересно рассказывать о грандиозных мечетях Стамбула, о его дворцах, мостах и башнях и других туристических местах. Стамбул Памука это другой Стамбул. Это черно-белый город, как старые фотографии, «погруженный в полутьму, свинцово-серый город». Памук пишет, что «я всегда больше любил зимний Стамбул, чем летний, - мне нравятся рано опускающиеся вечерние сумерки, нравится смотреть на дрожащие под порывами северо-восточного ветра голые ветви деревьев и на людей в черных пальто и куртках, спешащих домой по полутемным улицам, в дни, когда осень переходит в зиму». Памук много рассказывает о разрушающихся виллах пашей периода империи, которые когда-то украшали город, а потом стали никому не нужны. Орхан любит рассказывать про окраины, про старые забытые районы. Вид некрашеных, неухоженных стен домов и ветшающих особняков, которые со временем приобретают особый, стамбульский, цвет, ласкает его взгляд и пробуждает в нем сладостную грусть.
Орхан рассказывает в этой книге много историй: своих личных, стамбульских журналистов и историков, французских путешественников, просто городских жителей. Там снова много рефлексий о Востоке и Западе, о сложном положении в этом контексте Стамбула и всей Турции.
Каждый человек, который когда либо бывал там, на мой взгляд, тоже невольно задумается о вопросах того, что такое западная и восточная цивилизации, как они сосуществуют в этом городе. Эти набившие оскомину клише про «диалог культур» на берегах Босфора получают какое-то новое звучание. С одной стороны ты понимаешь, что в этом городе реально существуют две большие культуры, которые в чем-то и влияют друг на друга, но по большему счет между ними нет диалога, они просто существуют параллельно друг с другом, как два разных мира, которые не сильно пересекаются. Хотя правильнее было сказать, что в этом безграничном и бездонном 20-миллионном котле гораздо больше чем два мира. Сколько бы ты не находился там, ты все время будешь открывать для себя что-то новое и неожиданное. Живя в Стамбуле, надо всегда быть готовым, что ты столкнешься с чем-то, что понять тебе будет трудно. Это место где не просто встречаются и пересекаются человеческие культуры, в Стамбуле природа становится естественной частью жизни города. Спасибо за это Босфору и Мраморному морю.
В заключении предлагаю полюбоваться прекрасными фотографиями Ара Гюлера.
Данис ГАРАЕВ
фото: http://pavel-kosenko.livejournal.com/371844.html
Опубликовано 01.11.2012. |
Поделиться |
Метки:
Оставьте комментарий